Мы приняли участие в восстановлении мемориала на Зайсане


Команда реставраторов и мозаичистов БФ «Близко к сердцу» завершила работы по восстановлению исторического памятника. Реставрация памятника в честь советских воинов проводилась к празднованию 85-летия событий при Халхин-Голе в 1939 году.

С момента постройки мемориал стал точкой притяжения туристов и местных жителей, С высоты Зайсан толгой прекрасно видна панорама Улан-Батора, и памятник привлекает туристов из разных стран. Каждый год в День Победы у памятника проходит церемония возложения венков: российские и монгольские ветераны войны, представители Вооруженных сил Монголии, молодежи возлагают живые цветы и венки к мемориалу Советских воинов-освободителей на горе Зайсан.

К памятной дате было принято решение о восстановлении монумента. Идея помочь монгольской стороне возникала у руководства Ленинградской области, во время посещения памятного места. К проекту реставрации привлекли специалистов ВООПИиК. К нам обратилась заместитель председателя иркутского регионального отделения ВООПИиК, архитектор, координатор работ по реставрации мозаичного панно Екатерина Матель с предложением принять участие в работе так как это было удобно с географической точки зрения, мы естественно согласились. Генподрядчиком этих работ выступила компания Паллада, которая сварила метлахскую плитку в необходимом количестве, качестве и к необходимому сроку, а работы по созданию мозаики проводились в мастерских благотворительного фонда помощи родственникам неизлечимо больных людей «Близко к сердцу».

Художник-мозаичист Благотворительного фонда «Близко к сердцу», член Союза художников России, дважды лауреат губернаторской премии в области культуры и искусства Юлия Бардина: «Мозаика Зайсана поражает своим масштабом, четко простроенной и отрисованной композицией. Удивило, что мозаика выполнена из метлахской плитки, той самой, из советского времени. Оказывается, это лучшая керамическая плитка, она при замесе глины колеруется, пропитана цветом, от нее не отскочит никогда глазурь. Нас поразили лица, каждый герой мозаики имеет свой характер. Сам набор мозаики великолепен: модули подобраны очень красиво и грамотно!».

При первичном осмотре мозаичного панно мемориального комплекса Зайсан, помимо очевидно-визуальных фрагментов потерь, мастера заметили следы предыдущих попыток поновления. Они не соответствовали оригиналу ни по материалам, ни по стилистическому и художественному решению, следовательно, должны были быть демонтированы и заменены на фрагменты реставрации

В целях максимальной идентичности мозаичного набора восстанавливаемых частей, на основании профессионального осмотра, был составлен план восстановления панно, определены участки потерь и предполагаемого демонтажа поновлений и укреплений еще не утраченных, но находящихся в аварийном состоянии мозаичных фрагментов. Мастера провели работу по идентификации уникальных материалов (метлахской плитки, советской смальты, природного камня (гранита), из которых было создано произведение. Следом были сняты на кальки фрагменты потерь, и зафиксированы особенности набора соседних с ними элементов, с целью анализа мозаичной кладки и выявления характерных черт данного произведения.

Следующий этап работы проходил в мастерской мозаичистов БФ «Близко к сердцу». В первую очередь, распечатали изображения потерь в натуральную величину, восстановили направления движения модулей фрагментов с потерями. Анализировали мозаичную кладку и характерные черты присущие авторской идее данного произведения. Отрисовали на картоне, а затем перенесли на кальку, плитку и смальту, фрагменты потерь. С помощью профессиональных инструментов нарезали модули и соединили их с помощью клейкой плёнки.

Таким образом, на месте монтажа, работа имела гибкую динамику. Сначала были демонтированы фрагменты с поновлениями, и стена была очищена от старого раствора и покрыта глубоко проникающей пропиткой, для лучшего сцепления нового раствора со стеной. Затем смонтированы набранные заранее фрагменты, подогнаны в местах соединения. Небольшие по площади и точечные фрагменты потерь и поновлений резали, подгоняли и монтировали на месте.

«Выбранное для мемориала место потрясающе красиво, и в 1979 году вершина горы была видна из любой точки Улан-Батора. Сейчас город разросся, превратился в мегаполис, и Зайсан высится утесом над морем жилых кварталов. Однако он не утратил своей монументальности и величественности. Каждый день работы в Монголии мы преодолевали 300 ступеней в небо. Находясь на вершине, внутри кольца, оказываешься внутри развивающегося действия. Под стремительно летящими по небу, и молниеносно меняющими направление облаками, на фоне нерукотворной красоты монгольских гор, по кругу, в динамичном движении, в вихре революций и войн, проходят человеческие судьбы народов, стремящихся к мирной жизни. Вечное движение и застывшая вечность. Участие в этом проекте и работа на вершине Зайсана останется незабываемым впечатлением в нашей жизни», — Ольга Ильина, член Союза художников России, дважды лауреат губернаторской премии в области культуры и искусства.

После реставрации мемориал обрел былую красоту и обновленную инфраструктуру и еще много лет будет красивым и памятным местом сбора местных жителей и важным объектом сохранения исторической памяти в Монголии.

СПРАВОЧНО

Мемориальный комплекс Зайсан был открыт в 1979 году, к 50-ой годовщине событий на Халхин-Голе. На вершине холма расположен бетонный шпиль, увенчанный серпом, молотом, соёмбо. В центре композиции фигура Советского солдата с высоко поднятым знаменем победы. Ее создали скульпторы Ц. Доржсурэн и П. Зулзага.

Скульптура обрамлена огромным декоративным кольцом: высота его 3 метра, диаметр 23 метра. Оно установлено на трех опорах, как древний традиционный национальный очаг “гурван-тулгын-чулуу” символ жизни монголов, которую защитил советский солдат. Символическое звучание имеет и декор кольца “очага”. По внешней стороне его в обрамлении геометрического модифицированного орнамента алхаан-хээ рельефно высечен пояс Славы – боевые ордена и медали СССР и МНР.

Внутренняя сторона кольца покрыта мозаикой. Художники-монументалисты Я. Уржинэ и Б. Доржханд исполнили впечатляющую поэму о боевом содружестве советских и монгольских воинов. В центре композиции, образуемой кольцом “очагом”, чаша из красного полированного гранита с вечным огнем. По периметру чаши проходит выбитый традиционный национальный орнамент с пожеланием огню никогда не погаснуть. В создании ансамбля приняла участие большая группа архитекторов, скульпторов и художников-монументалистов Монголии (автор и руководитель проекта архитектор А. Хишигт).

У мемориальной стены расположены урны с землей. Она привезена сюда из тех мест Монголии, где была пролита кровь, где стояли насмерть советские воины вместе с монгольскими: из города Алтан-Булака, колыбели Народной революции, и с озера Толбо нуур, где сорок два дня держались окруженные врагами бойцы отрядов, которыми командовали монгол Хасбаатар и латыш Байкалов (Некундэ) в 1921 году, с берегов реки Халхин-Гол, где в 1939 году были разбиты японские милитаристы. Здесь есть и урна из Брестской крепости-героя, воспринимаемой в Монголии как символ беспримерного мужества и стойкости советских солдат.

Фото Самсонова София, Бардина Юлия

Рассказать друзьям